Предметом деятельности Института, согласно абзацу 5 пункта 9 Устава, являются, в том числе прикладные научные исследования в сфере дополнительного образования взрослых.

В соответствии с пунктом 4 статьи 245 Кодекса Республики Беларусь об образовании, с пунктом 8 Положения об учреждении дополнительного образования взрослых, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 198, Институт может выполнять прикладные научные исследования в сфере дополнительного образования взрослых. В выполнении научно-исследовательской работы в Институте принимает участие профессорско-преподавательский состав кафедр.

В соответствии с приказом ректора Института от 02.10.2017 № 310 научно-исследовательскую и научно-методическую работу кафедр в Институте курирует первый проректор.

Научные исследования в Институте выполняются в соответствии с Планом научно-исследовательской работы Института на 2016-2020 годы, утвержденным ректором Института 29.01.2016, ежегодными планами научно-исследовательских работ, а также основными задачами Института, одной из которых является участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов, научно-методического обеспечения образования кадров по вопросам компетенции Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

План научно-исследовательских работ ежегодно рассматривается на заседании Совета института, утверждается ректором Института (например, протокол № 1 от 28.01.2016, № 1 от 26.01.2017, № 1 от 30.01.2018, № 1 от 30.01.2019).

Ежегодно сотрудники Института становятся участниками порядка 40 международных и республиканских конференций, семинаров, круглых столов, методического совета.

Так, в 2016 году штатные работники и сотрудники института приняли участие в более чем 40 научно-методических форумах, 17 из которых являются международными. Институт выступил вместе с ЮНФПА, ИСПИ РАН и НИИ труда в качестве организатора Международной конференции ”Миграция и демографическое развитие Республики Беларусь и сопредельных стран“ (Минск, 15-16.11.2016). Опубликовано около 40 научных и научно-методических работ, среди которых 11 позиций учебных изданий. Всего подготовлено более 20 наименований рукописей учебных изданий, отрецензировано 43 наименования учебно-программной и учебно-методической документации.

В рамках проекта международной технической помощи ЮНФПА подготовлена к изданию рукопись учебного пособия по практической демографии для руководителей и специалистов органов государственного управления, занимающихся анализом демографической ситуации и реализацией демографической политики (378 стр., 16 авторов из Беларуси и России), сотрудники института прошли стажировку в ведущих научно-образовательных центрах Москвы (Высшая школа экономики, Государственный университет управления, РУДН, РАНХИГС, Финансовый университет при правительстве РФ и др.), а также в Международном институте ООН по проблемам старения (Мальта).

В 2017 году подготовлены и изданы 24 наименования учебных и методических изданий, сборник научных трудов института, более 20 научных и научно-методических статей и справочной литературы для использования как в образовательном процессе учреждений образования, так и в практике функционирования конкретных сторон и сегментов социально-трудовой сферы. Всего за 2016 и 2017 годы в Институте подготовили и издали около 40 наименований учебных и методических изданий для разных видов образовательных программ, реализуемых в институте.

К числу таких двухвекторных учебно-методических изданий относятся:

  • ”Развитие социально-трудовой сферы современной Беларуси: теоретико-методологические аспекты. Сборник научных трудов“;
  • ”Практическая демография. Пособие для руководителей и специалистов органов государственного управления“. По предложению известных московских ученых-соавторов данное пособие получило также и гриф МГИМО и направлено и в МГИМО для использования в образовательном процессе;
  • ”Проживание взрослых людей с ограничениями. Сборник статей и диагностических материалов“;
  • ”Уход за тяжелобольными людьми в условиях домашнего и стационарного обслуживания“;
  • ”Региональный опыт взаимодействия учреждений социального обслуживания и учреждений образования (на примере Гродненской области)“ и др.

Сотрудники Института были привлечены к подготовке многотомного научно-популярного печатного издания ”Республика Беларусь – 25 лет созидания и свершений“ в составе авторского коллектива тома 10 ”Информационное общество (страницы истории, достижения, перспективы развития 1991-2016 гг.)“, подраздел ”Информационные сервисы – источник повышения качества жизни людей“.

В 2018 году разработаны методические материалы по следующей тематике: «Организация деятельности отделений дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения» и «Организация оказания социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов» в соответствии с пунктом 141 комплекса мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы.

В 2018 году опубликованы 13 научных статей и научно-методических материалов; подготовлены более 15 рецензий и отзывов; изданы 22 наименования учебной и методической литературы общим объемом более 1 700 страниц. В их числе:

1. Долбик, Н.В. Учет основных средств и нематериальных активов: учебное пособие / Н.В. Долбик. – Минск : Колорград, 2018.– 68 с.

2. Забельникова, О.В. Основы идеологии белорусского государства: пособие / О.В. Забельникова. – Минск : Колорград, 2018.– 72 с.

3. Корнелюк, Н.Н. Принятие решений в условиях риска и недостатка информации: пособие / Н.Н. Корнелюк. – Минск : Колорград, 2018. – 56 с.

4. Лубчинская, И.П. Конкурентоспособность организации (предприятия): Методические подходы к оценке конкурентоспособности в организации: пособие / И.П. Лубчинская. – Минск : Колорград, 2018.– 52 с.

5. Лубчинская, И.П. Конкурентоспособность организации (предприятия) Качество как показатель конкурентоспособности организации. Анализ конкурентоспособности государства, региона, отрасли: пособие / И.П. Лубчинская. – Минск : Колорград, 2018. – 56 с.

6. Лубчинская, И.П. Конкурентоспособность организации (предприятия): Стратегии конкурентоспособности. Анализ конкурентоспособности продукции, услуг, персонала: пособие / И.П. Лубчинская. – Минск : Колорград, 2018.– 64 с.

7. Лубчинская, И.П. Финансовый менеджмент: пособие / И.П. Лубчинская. – Минск : Колорград, 2018.– 52 с.

8. Милькаманович, В.К. Медико-социальная адаптация и реабилитация при инвалидизирующих заболеваниях: пособие / В.К. Милькаманович. – Минск : Колорград, 2018.– 348 с.

9. Милькаманович, В.К. Медико-социальная адаптация и реабилитация людей пожилого и старческого возраста: пособие / В.К. Милькаманович. – Минск : Колорград, 2018.– 160 с.

10. Ростовцев, А.Н. Пожарная безопасность в учреждениях: пособие / А.Н. Ростовцев. – Минск : Колорград, 2018.– 52 с.

11. Шестаков Ю.Н. Организация стажировки слушателей и подготовка отчетов: рекомендации / Ю.Н. Шестаков, А.Н. Ростовцев. – Минск : Колорград, 2018.– 64 с.

12. Шпилевская, В.В. Информационные технологии в работе психолога учреждений социального обслуживания населения: пособие / В.В. Шпилевская. – Минск : Колорград, 2018.– 36 с.

В 2018 году Институтом разработаны предложения по проведению в 2019-2020 годах двух НИР: ”Разработка моделей и электронного контента учебно-методического обеспечения для организации и осуществления дистанционного обучения слушателей по образовательным программам повышения квалификации и переподготовки для разных категорий специалистов социально-трудовой сферы и применения соответствующих разработок в качестве практического руководства в их профессиональной деятельности“ и ”Научное обоснование и разработка структуры и содержания учебно-методического обеспечения образовательных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки социальных работников и сиделок в учреждениях дополнительного образования взрослых“.

В 2019 году количество и тематика НИР скорректированы. Ведется работа по одной теме: ”Разработка моделей и электронного контента учебно-методического обеспечения для организации и осуществления дистанционного обучения слушателей по образовательной программе повышения квалификации для отдельных категорий специалистов социально-трудовой сферы“.

В результате выполнения тематики НИР разработаны и размещены в образовательной среде Moodle системы дистанционного обучения электронные учебно-методические комплексы по 56 инвариантным образовательным модулям (разделам) учебных программ в составе 132 наименований модульных учебных единиц, разработаны новые подходы к структурированию содержания образования повышения квалификации работников отрасли, а также комплекс требований, правил и инструкций для организации образовательного процесса в РИПК Минтруда и соцзащиты в системе дистанционного обучения Moodle и др.

В 2019 году реализуется также межкафедральная тема НИР «Обоснование и разработка структуры и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса в РИПК Минтруда и соцзащиты».