1

 

С 28 февраля по 4 марта 2022 г. в РИПК Минтруда и соцзащиты прошло обучение группы слушателей по программе повышения квалификации «Технологии социальной реабилитации лиц с инвалидностью по зрению». По указанному направлению обучение в РИПК осуществлено впервые, слушатели обучались очно, общий объем учебной работы составил 80 академических часов. На обучение приехали специалисты территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН) и домов-интернатов со всей Республики Беларусь.

В результате двухнедельного очного обучения под наставничеством профессорско-преподавательского состава института слушатели освоили знания, умения и сформировали новые компетенции, необходимые для дальнейшей эффективной работы в системе социальной защиты населения. Слушатели смогли:

  • актуализировать свой опыт и обеспечить понимание основных направлений идеологического просвещения, социально-экономического развития нашего государства, направлений социальной политики Республики Беларусь, мер государственной поддержки людей с инвалидностью по зрению;
  • повысить культуру профессиональной деятельности на основе осознания необходимости соблюдения этических норм и принципов социальной работы, знания культуры делового общения, правил корректного взаимодействия с лицами с различными нарушениями зрения;
  • познакомиться с основными понятиями конфликтологии, способами и приемами поведения в конфликтной ситуации, в формате организационно-деятельностной игры усвоить эффективные стратегии разрешения конфликтов;
  • проработать приемы и методы профилактики профессионального выгорания, борьбы со стрессами;
  • совершенствовать имеющиеся и формировать новые компетенции в рамках исполнения профессиональных обязанностей с учетом применения изученного материала по основам технологий социальной реабилитации лиц с инвалидностью по зрению;
  • сформировать знания правил пользования тактильными схемами, умения пользоваться шрифтом Брайля и практические навыки владения рельефно-точечным шрифтом;
  • понимать возможности информационных технологий как средства преодоления информационного барьера для лиц с инвалидностью по зрению.

При организации занятий были использованы как традиционные методы обучения (лекция, практическое занятие, круглый стол и др.), так и проблемное, игровое обучение (тематическая дискуссия, тренинг, организационно-деятельностная игра), соответствующие целям и системе используемых организационных форм обучения. Опытными педагогами использовались как печатные средства обучения (нормативные документы, пособия, методические разработки, раздаточный материал), так и  аудиовизуальные (обучающие кинофильмы, видео материалы) и др. Часть занятий проводилась с использованием персональных компьютеров.

Познавательным и практикоориентированным занятием стал тренинг «Элементарная реабилитация людей с инвалидностью по зрению. Современные адаптивные технологии в сфере пространственной ориентировки», который провели преподаватели кафедры социально –трудовых отношений РИПК Минтруда и соцзащиты Гаурилюс А.И., к. психол. н., доцент и Сергеева Ю.И., к. пед. н., доцент. На протяжении 4 часов слушатели смогли отработать навыки контакта с лицами с нарушениями зрения. На тренинге использовалось оборудование: повязки на глаза, рисунки, ножницы, фломастеры, предметы для тактильного узнавания, набор различных пахучих веществ (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические и другие), подборка звуковых файлов источников звука. Группа была разделена на миникоманды, состоящие из 4 человек, каждая из которых получила индивидуальное задание и выполняла его, исходя из главного условия, что все они – люди с нарушениями зрения.

Еще одно учебное занятие в форме тренинга «Практикум по взаимодействию и коммуникации с лицами с инвалидностью по зрению. Правила пользования тактильными схемами» провели Гаурилюс А.И., к. психол. н., доцент кафедры социально–трудовых отношений РИПК Минтруда и соцзащиты и старший преподаватель АПО Веретенников И.В. Рассмотрены вопросы содержания реабилитации и самостоятельной ориентировке в пространстве как базовой составляющей реабилитации людей с инвалидностью по зрению. Проведен анализ структуры общения, определены особенности общения, а также вербальных и невербальных средств общения. Слушатели выполнили комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие основополагающих функций у незрячих и слабовидящих, получили представления о Правилах пользования тактильными схемами и обсудили опыт использования тактильных схем в центрах социального обслуживания населения.

Такие тренинги помогают специалистам социальной сферы лучше понять те проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты и попытаться постичь специфику восприятия окружающего мира лицами с инвалидностью по зрению.

 На круглом столе «Трудности и пути совершенствования взаимодействия и коммуникации с лицами с инвалидностью по зрению: региональный опыт» (преподаватели Сухотская И.А., начальник организационного отдела Центрального правления ОО «БелТИЗ», Гаурилюс А.И., к. психол. н., доцент, Сергеева Ю.И., к. пед. н., доцент) слушатели смогли обсудить такие важные вопросы, как:

  • Истории клиентов и подопечных слушателей, лишившихся зрения. Особенности социальной работы с такими людьми: региональный опыт.
  • Трудности во взаимодействии с людьми с инвалидностью по зрению. Безбарьерная среда и ее наличие в регионах Республики Беларусь.
  • Особенности межведомственного взаимодействия в ходе оказания помощи людям с инвалидностью по зрению: региональный опыт, проблемы, решения.
  • Инновационный опыт работы с незрячими и слабовидящими людьми. Поиск и обсуждение инновационных форм работы с людьми полностью или частично утратившими зрение.

Все слушатели активно обсуждали поставленные вопросы, проблемы реабилитации, выбора профессии лиц с инвалидностью по зрению. Интересен был региональный опыт, которым поделились слушатели Матыленок Данута Константиновна (сопровождение  и работа с родителями); Батарчук Лилианна Аркадьевна (элементарная реабилитация); Девбунова Елена Анатольевна (организация работы кружка, клуба и гостиницы). Опытом поделились Мещанчук  Анастасия Сергеевна,  Тарас Марина Александровна, Калечиц Дарья Сергеевна, Беламутова Алла Викторовна. Также слушатели получили книги и плакаты от ОО «БелТИЗ».

Заключительным этапом и итоговой аттестацией стал экзамен с вопросами по всем изученным на протяжении двух недель темам. Прием экзамена осуществляла комиссия в составе трех человек, которую возглавила заведующий кафедрой социально-трудовых отношений РИПК Минтруда и соцзащиты, кандидат педагогических наук, доцент И.В. Ковалец.

Приятной неожиданностью для всех милых дам группы и членов экзаменационной комиссии стало музыкальное поздравление с Международным женским днем 8 марта от единственного мужчины в группе – слушателя Кудравца Степана Степановича, которое стало мощным позитивным аккордом финала обучения в РИПК.

Поздравляем слушателей с успешным окончанием обучения на курсах повышения квалификации! Желаем успехов в профессиональной деятельности и карьерном росте, дальнейших свершений и побед!

 

4